Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса.Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации.  Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицине, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием его познавательной сферы (разнообразных способов познания, познавательной деятельностью и т.д.), а также с развитием математического стиля мышления. Целью математического развития дошкольника является знакомство с азами математической культуры и привитие интереса к дальнейшему познанию окружающего мира с использованием элементов этой культуры.

Математическое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении проектируется на основе концепции дошкольного воспитания и обучения, программы учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов. Концепцией определяется соотношение предматематического и предлогического компонентов в содержании образования. От этого соотношения зависят прогнозируемые результаты: развитие интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т. д.

Сегодня необходимо вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Приобретение знаний и умений формируется под влиянием развивающего обучения и благодаря особой организации учебного процесса развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы в целом. Развивающий эффект обучения должен быть сориентирован на «зону ближайшего развития». Детям предлагается, наряду с заданиями, которые они могут выполнять сейчас самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Приобретенные таким образом знания, а главное – систематическое совершенствование их качества, плюс развитие мышления, обеспечивают общее развитие ребенка.

Благодаря математическому развитию у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, настойчивость в преодолении трудностей, самостоятельность и ответственность. В процессе математического развития происходит общее интеллектуальное и речевое развитие ребенка (доказательной и аргументированной речи, обогащение словаря).

Основные задачи математического развития дошкольников:

  • Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании.
  • Развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.
  • Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений, а именно обследования, сопоставления, группировки, упорядочения.
  • Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений, а именно анализа, сравнения, обобщения, классификации, сериации.

Общие дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики

Принцип воспитывающего обучения.

  • Воспитание и обучение — воспитывающее обучение, характеризующееся конкретной умственной и практической работой детей, которая развивает у них организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность.
  • Уровень развития дошкольника зависит от специально организованного «умственного воспитания», которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие способностей детей и их потребности в умственной деятельности. Основной составляющей частью умственного воспитания дошкольника являются способы умственных действий. Каждое умственное действие — соответствующая мыслительная операция. Эти операции — различные, взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления.
  • Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагированиеВсе указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом, т.е. нельзя сформировать отдельно какую-либо мыслительную операцию без связи и опоры на другие операции. «Показателем усвоения приема является его сознательный перенос на решение новых задач». У дошкольника способы умственных действий должны быть заложены именно в этом возрасте, более того без формирования мыслительных операций невозможно умственное воспитание ребенка.

Принцип гуманизации педагогического процесса.

  • Это принцип личностно — ориентированной модели воспитания и обучения.
  • Главным в обучении должно стать развитие возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, индивидуализации обучения, создание условий для становления ребенка как личности.

Принцип индивидуального подхода.

  • Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Принцип научности обучения и его доступности.

  • Данный принцип означает формирование у детей дошкольного возраста элементарных, но, по сути, научных, достоверных математических знаний.
  • Представления о количестве, размере и форме, пространстве и времени даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания с учетом возраста детей, особенностей их восприятия, памяти, внимания, мышления.
  • Реализации принципа доступности способствует и то, что материал, который изучается, излагается в соответствии с правилами: от простого к сложному; от известного к неизвестному; от общего к конкретному.
  • Таким образом, знания детей постепенно расширяются, углубляются, лучше ими усваиваются, но новые знания следует предлагать детям небольшими дозами, обеспечивая повторение и закрепление их разными упражнениями с использованием их применения в разных видах деятельности.
  • Принцип доступности предусматривает также подбор материала не слишком трудного, но и не слишком легкого. Организуя обучение детей, педагог должен исходить из доступного уровня трудности для детей определенного возраста.

Принцип осознанности и активности.

  • Осознанное усвоение учебного материала предусматривает активизацию умственных (познавательных) процессов у ребенка.
  • Познавательную активность – это самостоятельность, осознанность, осмысленность, инициативность, творчество в процессе умственной деятельности, умение ребенка видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи, составлять план и выбирать способы решения задачи с использованием наиболее надежных и эффективных приемов, добиваться результата.

Принцип систематичности, последовательности.

  • Логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики, где каждое новое знание как бы вытекает из старого, известного. Педагог распределяет программный материал таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим. Именно такое изучение обеспечивает прочные и глубокие знания.

Принцип наглядности.

  • Этот принцип имеет важное значение в обучении детей дошкольного возраста, т.к. мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер. В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, через непосредственное восприятие окружающей действительности или познанием этой действительности через изобразительные и технические средства.

Предметно-пространственная среда

  • Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала. Наличие мячей, кубиков и другого физкультурного оборудования.

Принципы организации образовательного процесса

  • Для организации образовательного процесса выбрана трехблочная модель, которая собирает в себе все известные основные модели, по которым работают дошкольные учреждения: учебную, комплексно-тематическую, предметно-пространственную — средовую. При этом используются сильные стороны каждой отдельной модели, и, по возможности, устраняются их недостатки. 
  • I блок. Специально организованное обучение в форме занятий – содержание организуется по «предметам».
  • II блок.Совместная взросло — детская (партнерская) деятельность – содержание организуется комплексно – тематически.
  • III Блок. Свободная самостоятельная деятельность детей – в соответствии с традиционными видами детской деятельности. 
  • В рамках первого блока организуется обучение в форме специальных занятий на основе программы. Процесс обучения дошкольников строится с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Преимущественно применяются игровые приемы и средства, привлекательные для детей виды деятельности (реализуется принцип «учение с увлечением»), обеспечивается комфортное для психофизиологического состояния ребенка комбинирование произвольных и непроизвольных, статических и динамических форм на занятиях.
  • В рамках второго блока организуется познавательно – исследовательская деятельность детей на основе стандартов. Цель — помочь воспитанникам научиться самостоятельно получать знания, развить навыки исследовательской деятельности, сформировать целостную картину мира и понимание своего места в нем. В ходе исследований воспитанники: проводят эксперименты и практические работы; собирают информацию и обрабатывают данные; делают проекты и проводят презентации;
  • В рамках третьего блока самостоятельная деятельность детей осуществляется на занятиях в центрах активности и в произвольной игровой деятельности.
  • Деятельность направлена на развитие познавательных способностей и поисковых действий детей. В центрах активности помещение разделено на несколько зон, в каждой из которых находятся материалы для занятий, игр, проведения экспериментов и исследований.
  • Неоспорима роль дошкольной подготовки к школе не только в формировании, развитии и пополнении математических знаний, умений и навыков дошкольника, но и в интеллектуальном развитии ребенка в целом. Математическое образование на ранних этапах развития — мощный инструмент становления личности, обладающей развитым логическим мышлением, навыками анализа и синтеза, классификации и систематизации. 
  • Эти навыки станут залогом успеха не только в школьной математике, но и в других предметах школьного цикла, и в дальнейшей профессиональной деятельности подрастающего гражданина. Подготовка основы математических знаний должна занять важное место в программах дошкольного воспитания и обучения.
  • Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в этом возрасте необходимо развивать логическое мышление. Дети просто обожают играть – посредством игр они учатся, развиваются и познают мир. Одними из самых развивающих игрушек, как для детей, так и для взрослых, по праву считаются головоломки – они невероятно интересны и порой ими просто невозможно наиграться. А все потому, что они стимулируют мозг, предлагая необычные задачи, которые решить не так уж и просто.
  • Знакомство с игровыми наборами «МИРОМ ГОЛОВОЛОМОК» позволяет детям включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач.  Гибкость мышления, умение рассматривать проблему под разными углами, развитое воображение — это те качества, которые пригодятся как в обучении, так и в повседневной жизни.
  • «Головоломка отличается от детской игрушки тем, что в ней, как правило, заключена совершенно нетривиальная, но решаемая задача, основанная на физике, математике, психологии. Здесь ни репетиторы, ни учителя не помогут – нужно уметь соображать и мыслить логически. И вот наши головоломки этому и учат. И чем младше ребенок, тем проще ему разобраться в головоломке» — отмечает автор этих «магически привлекательных» игр Владимир Иванович Красноухов.
  • Способность логически мыслить позволяет человеку понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом, всё то, что необходимо для жизни и успешной деятельности любого человека.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 121 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.